Димитрий Ростовский. Розыск о Брынской вере. М., Синодальная тип., 1762. Тираж 2400 экз. 30,2 х 19,2 см. Печать без киновари. Страницы в линейных рамках. Орнамент: инициалы, заставки, концовки, наборные украшения. Строк: 33. Шрифт: 71 мм. Переплет: прессованная бумага в коже со слепым тиснением (близок времени издания). Обрез окрашен. Сохранность средняя. Потертость и незначительные утраты кожи на крышках и корешке. Записи на полях и по тексту.
«Розыск о раскольнической Брынской вере» был впервые напечатан в Москве в 1745 г. Однако написано сочинение было в 1709 г. и фактически сразу после этого начало распространяться в списках. Сочинение разделено автором на три части. В первой из них святитель Димитрий решает вопросы о том, «есть ли вера раскольников правая?» и «есть ли вера их старая?». Отвечая на первый вопрос, автор труда стремится доказать, что у старообрядцев нет истинной веры, поскольку их вера ограничивается старыми книгами и иконами, восьмиконечным крестом, «древним» перстосложением в крестном знамении и семеричным числом просфор на литургии. Все это не имеет никакого отношения к вере. Решая второй вопрос, святитель Димитрий показывает, что вера старообрядцев на самом деле новая, точнее, «обновившая» старые ереси и заблуждения. Во второй части Розыска автор говорит, что учение «раскольников», происходящее от учителей-самозванцев, ложно, еретично и богохульно. В третьей части, посвященной «делам раскольников», доказывается, что дела их испорчены самонадеянностью, тщеславием и лицемерием, а затем перечисляются злые (с точки зрения святителя Димитрия), беззаконные дела раскольников. Название книги иногда выводят от названия г.Брянска или от населенной старообрядцами (во времена святителя Димитрия) местности Брыни в Калужской губернии. Старообрядцы воспринимали такое наименование своей веры как уничижительное.
«Розыск» представляет большой исторический и религиоведческий интерес как первая и самая яркая книга, обращенная против идеологии «раскольников», появившаяся в эпоху Нового времени, в так называемый Синодальный период истории русской Церкви. Многие более поздние сочинения, выходившие из печати, имеют гораздо меньше самостоятельного интереса по своему содержанию, большей частью просто повторяя мысли полемистов более ранних времен, в том числе святителя Димитрия. Этот труд существенно отличался от своих предшественников, таких, например, как «Жезл правления» Симеона Полоцкого или «Увет духовный» Афанасия Холмогорского, вышедших в XVII в.
Было найдено: 17.08.2018